"Трансаэро": история феникса?

2 марта 2017 г. 17:42 Ссылка на источник

"Трансаэро" не сдается. История крупнейшей частной российской авиакомпании, прекратившей свою операционную деятельность в октябре 2015 года, может продолжиться ее воскрешением.

На этой неделе акции "Трансаэро" устроили американские горки, то обваливаясь в моменте на 20%, то взлетая еще выше. Взбудоражила инвесторов информация о том, что банки-кредиторы обанкротившейся авиакомпании запросили подробности представленного ранее плана возрождения. За последний год разные инфоповоды не единожды разгоняли котировки, но принципиальных перемен не произошло. Акции спикировали осенью 2015 года с отметок выше 120 рублей на уровни вокруг 3 рублей. Сейчас котировки находятся на отметке 2,33 рубля, при этом минимальная цена за год и вовсе 0,61 рубля, а годовой максимум был летом 2016 года на отметке 11,06 рубля на фоне первых слухов о перезапуске авиакомпании. Новости приводили к спекулятивным покупкам бумаг обанкроченного авиаперевозчика, однако потом котировки откатывались. "Бумага остается высоко рисковым активом", - уверен Александр Алексеев, трейдер АКБ "ЦентроКредит". Сами кредиторы неоднократно высказывали сомнения относительно перезапуска авиакомпании. "Шансы на то, что "Сбербанк" захочет с нуля поднимать этот проект, участники рынка оценивают как призрачные", - комментирует Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском рынке ИК "Фридом Финанс". Вспомним по порядку, как все происходило.

Авиакомпания "Трансаэро" была зарегистрирована 30 сентября 1990 года, а ее официальным днём рождения считается 5 ноября 1991 года. Тогда на арендованном самолете Ил-86, но уже под собственным кодом UN, был выполнен первый полет - чартерный рейс по маршруту Москва - Тель-Авив - Москва. В 1992 году авиакомпания приобрела первый собственный самолет, а к моменту закрытия осенью 2015 год флот авиакомпании составлял свыше ста воздушных судов. За годы своего развития "Трансаэро" стала крупнейшим частным авиаперевозчиком России, по итогам 2014 года она перевезла 13,2 млн человек и заняла второе место после "Аэрофлота" (23,6 млн человек). Общая маршрутная сеть превысила 260 внутрироссийских и международных направлений. А в 2015 году компания, по данным Росавиации, успела перевезти 11,2 млн человек ("Аэрофлот" нарастил показатель до 26,1 млн).

Выручка "Трансаэро" за 2014 год по МСФО составила 113,8 млрд рублей, операционная прибыль - 4,5 млрд рублей, показатель EBITDA - 7,5 млрд рублей, чистый убыток - 14,46 млрд рублей. При этом общие обязательства компании по итогам 2014 года составляли около 160 млрд рублей, причем краткосрочные долги составляли около 81 млрд рублей. По данным МСФО за 1 полугодие 2015 года, когда авиакомпания еще летала, чистый убыток сократился до 3,178 млрд рублей.

"Трансаэро" оказалась на грани банкротства из-за общего долга в 250 млрд рублей, причем трудности начались еще осенью 2014-го. В декабре того года компании удалось получить госгарантии по кредиту ВТБ на 9 млрд рублей, однако позже попытки получить госпомощь успехов не принесли. 1 сентября 2015 года на совещании у первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова была одобрена покупка "Аэрофлотом" 75% плюс одной акции авиакомпании "Трансаэро". Цена – символический 1 рубль. В начале сентября "Аэрофлот" назначил главой перевозчика Дмитрия Сапрыкина, бывшего заместителя генерального директора авиакомпании по правовым и имущественным вопросам. Новый глава начал сокращать расходы, что было необходимо для согласования схемы реструктуризации долгов с кредиторами. Он управлял "Трансаэро" до 17 ноября, а потом возглавил дочку "Аэрофлота" - авиакомпанию "Россия". Потом "Трансаэро" подаст иски к экс-гендиректору (требуя предоставить документы за период, когда он руководил компанией) и Росавиации (пытаясь оспорить отзыв сертификата эксплуатанта). Росавиация приостановила продажи билетов на все рейсы "Трансаэро" еще 1 октября 2015 года, а отзыв сертификата случился 26 октября. Пассажиров по уже оплаченным билетам перевозил "Аэрофлот". Позже "Аэрофлоту" были переданы 56 зарубежных маршрутов "Трансаэро", внутрироссийские маршруты распределялись между несколькими компаниями.

При этом 20 октября, когда "Трансаэро" уже находилась под операционным управлением крупнейшего российского авиаперевозчика, стало известно о подписании соглашения о продаже акционерам российской авиакомпании S7 "не менее 51% акций" "Трансаэро" с целью "всеми силами избежать банкротства". Соглашение подписал акционер S7 Владислав Филёв. Сообщалось, что сумма сделки существенно выше символического 1 рубля от "Аэрофлота". Это было похоже на чудесное спасение частной компании частными инвесторами, однако через несколько дней Филёв из сделки вышел. Как заявили в S7, у основного владельца "Трансаэро", Александра Плешакова, с которым и заключалось соглашение, не оказалось во владении необходимых 51% акций авиакомпании. Как комментировали эксперты, скорее всего это было связано с тем, что блокирующий пакет "Трансаэро" был заложен в ВТБ, и кредитор не снял залог с акций.

Потом начался процесс банкротства, и в судах начали рассматриваться многочисленные иски кредиторов авиакомпании (основные - "Сбербанк" и ВТБ). Первые слухи о возможном "воскрешении" компании появились летом 2016 года, причем "Трансаэро" регулярно отчитывалась о выплате задолженности по зарплате перед сотрудниками. А в ноябре руководство "Трансаэро" представило план работ по возобновлению деятельности авиаперевозчика. Совет директоров "Трансаэро"предложил кредиторам конвертировать долги в акции и создать новую авиакомпанию. Все средства вернуть кредиторам не обещали, но так можно было вернуть больше, чем при распродаже активов.

Прежде всего, предполагалось, что авиакомпания уйдет из Московского авиаузла (ранее компания базировалась в столичных аэропортах Домодедово и Внуково). "Новая авиакомпания на базе "Трансаэро" на